Как это удалось Алексею Кужлекову – читайте в новости и смотрите кадры со съемок!
Участник экспедиции по учету снежных барсов, сотрудник Сайлюгемского национального парка Алексей Кужлеков мечтал о встрече с ирбисом многие годы. И вот, во время учета барсов в этом сезоне судьба сделала экологу щедрый подарок.
Сначала члены экспедиции обнаружили следы снежных кошек – и предположили, что отпечатки лап могут принадлежать самке с котенком. Позже специалисты услышали ее брачный зов. И, наконец, Алексей разглядел издалека пару снежных барсов. Кошки находились на горе Черная, на высоте 3000 метров над уровнем моря.
Для Алексея это стало исполнением заветной мечты – ведь в течение 10 лет работы в сфере изучения и охраны снежного барса ученому ни разу не посчастливилось увидеть хищника вживую. Вскоре стало понятно, что замеченная пара ирбисов – это самка и самец, а уже 27 марта Алексею Кужлекову удалось приблизиться к кошкам на невероятную дистанцию – всего 20 метров!
Алексей Кужлеков, биолог, научный сотрудник Сайлюгемского национального парка:
«Я шел по следам крупной особи – самца, который ранее не попадался в фотоловушки. Нужно было его сфотографировать и определить, что это за особь. Внезапно из-за скалы на меня вышла самка. Мы встретились взглядами и смотрели друг на друга практически в упор. Я остановился как вкопанный, боясь ее спугнуть. Несколько секунд мы рассматривали друг друга. Наконец, она легла, думая, что спряталась. Я осторожно поднял фотокамеру и начал снимать».
(с) Алексей Кужлеков / Сайлюгемский нацпарк
Удивительная кошка позволила снимать себя достаточно долго, благодаря чему биолог успел сделать и фотографии, и видео красавицы. Барс-самец в это время находился на соседней горе, и его тоже удалось заснять на камеру, хотя кадры и оказались не такими удачными.
Сезон учета совпал с периодом гона у снежных барсов – особой порой, когда самцов и самок можно встретить вместе. Все остальное время в году ирбисы проводят в одиночестве: самцы не участвуют в воспитании потомства, самки без котят тоже предпочитают охотиться и обходить территорию одни. Только матери позволяют котятам оставаться возле себя до полутора-двух лет, после чего молодняк отделяется и начинает вести одиночный образ жизни.
Алексей Кужлеков:
«Гон у снежных барсов обычно проходит в феврале – марте. Сейчас конец марта, поэтому мы думаем, что эта самка молодая, она только вошла в половозрелый возраст. Позже мы сравним фотографии с другими в базе снежных барсов “Ирбис” и поймем, что за особи нам встретились. Скорее всего, самку мы уже фиксировали, а самец, возможно, гость на этой территории. Если в период гона он не может найти пару на своем участке, то ищет самку, проходя большие расстояния».
(с) Алексей Кужлеков / Сайлюгемский нацпарк
В результате такой удачи в распоряжении сотрудников Сайлюгемского национального парка оказались редкие фотографии и видеокадры – снежный барс крупным планом, снятый обычной камерой, а не фотоловушками!
Лариса Буянтуева, руководитель проектов фонда «Мир Вокруг Тебя» Корпорации Siberian Wellness:
«На моей родине в Бурятии говорят, что снежные барсы дарят встречу только хорошим людям с чистыми помыслами и душой. Я очень рада, что ирбисы по-настоящему отблагодарили Алексея Кужлекова за верность делу их сохранения».